Содержание
- Общие требования
- Оформление заголовков
- Оформление оглавления (содержания)
- Оформление ссылок и сносок
- Оформление схем
- Оформление таблиц
- Оформление рисунков
- Оформление примечаний
- Оформление формул
- Оформление списка литературы
- Оформление приложения
- Заключение
Подготовка и защита ВКР являются важными шагами на пути к началу карьеры в выбранной области. Однако недостаточно лишь собрать нужные данные, провести анализ и написать текст исследования. При оценке диплома немаловажным критерием будет правильное оформление. Как и любая исследовательская работа, ВКР должна соответствовать установленным стандартам, которые отражены в ГОСТах 2.105-95, 7.32-2001 и 6.30-2003. Компания «Эдельвейс» собрала рекомендации, как красиво и технически правильно оформить дипломный проект.
Общие требования
Существует ряд основных рекомендаций к оформлению дипломной работы:
-
Запрещена двусторонняя печать, текст должен размещаться только на одной стороне листа.
-
Интервал между строками — 1,5.
-
Используется шрифт Times New Roman с размером 14, прямой, без выделений. В заголовке можно использовать полужирное начертание.
-
Текст следует выравнивать по ширине.
-
Абзацный отступ должен составлять 1,5 см.
-
Необходимо соблюдать размеры полей:
- верхнее и нижнее — 20 мм;
- левое — 30 мм (для прошивки);
- правое — 10 мм.
- Для нумерации страниц применяются арабские цифры, которые располагаются в верхнем колонтитуле с выравниванием по центру.
-
Нумерация страниц должна быть сквозной. При этом на титульном листе и оглавлении номер не ставится. Нумерация начинается с введения, т. е. с третьей страницы.
-
Необходимо различать дефис (короткая черта без пробелов) и тире (длинная черта с пробелами). Тире можно ввести с помощью сочетания клавиш Ctrl + Alt + минус на клавиатуре NumLock или Alt + 0151.
-
Основные кавычки должны быть «елочками», а вложенные — “лапками”.
-
Объем дипломной работы — от 60 до 90 страниц, включая титульный лист, оглавление, введение, основные главы и список источников. Приложения при подсчете не учитываются.
- Завершенный проект необходимо предоставить в твердом переплете.
Оформление заголовков
Согласно требованиям ГОСТа, названия частей научной работы нужно оформлять следующим образом:
-
Каждый заголовок пишется прописными («большими») буквами и выравнивается по центру. Точка в конце не ставится.
-
Шрифт — Times New Roman, полужирный, без курсива и подчеркивания, размер 16 или 14.
-
Каждая новая глава начинается на отдельном листе и нумеруется. Главы могут делиться на разделы и подразделы, которые оформляются следующим образом: номер главы, затем номер раздела, далее номер подраздела. Цифры разделяются точкой, например, 1.3 или 4.1.1.
-
Если заголовок слишком длинный, то слово, которое не умещается, переносится на следующую строку целиком.
-
Между названием и текстом должен быть двойной интервал.
-
Если заголовок состоит из двух предложений, они разделяются точкой.
Оформление оглавления (содержания)
На второй странице работы помещается перечень основных разделов с указанием страниц. Он включает введение, названия глав, разделов и подразделов, заключение, список литературы и приложения. Напротив каждого пункта указывается номер страницы, на которой находится содержимое той или иной части работы.
Оглавление можно создать двумя способами: вручную и автоматически. В первом случае нужно в документе Word в меню «Ссылки» выбрать пункт «Оглавление», далее нажать «Ручное оглавление». После этого останется лишь заполнить необходимые строки.
Для автоматического оформления следует в том же меню «Ссылки» выбрать «Оглавление», а затем нажать «Автособираемое оглавление», после чего программа сама сформирует содержание из заголовков, которые есть в тексте.
В соответствии с требованиями ГОСТа, при оформлении оглавления нужно обязательно:
-
Перечислить все разделы документа.
-
Указать номера страниц, с которых начинаются разделы: введение, основная часть с главами и параграфами, заключение, список использованной литературы и приложения.
-
Выровнять текст содержания с помощью табуляции.
Оформление ссылок и сносок
Когда студент работает над ВКР, он упоминает различные источники информации и использует цитаты, которые важны для его исследования. При оформлении этих элементов необходимо следовать определенным правилам:
-
Цитаты должны помещаться в кавычки, при этом следует сохранить их оригинальную формулировку.
-
Пропустить слова или фразы в цитате возможно, только если это не влияет на смысл высказывания. Пропуски обозначаются многоточием <…>.
-
Каждая цитата должна иметь ссылку или сноску на источник.
В дипломных работах используются несколько типов сносок:
-
Подстрочные — располагаются в нижнем колонтитуле страницы. Они отделяются от основного текста горизонтальной линией с отступом в 1,5 см. В конце цитаты указывается номер, который дублируется под чертой с указанием источника и номера страницы.
Подстрочные сноски делятся на:
- Первичные — когда информация приводится впервые. Пример: 3 Бахтин М. М. Поэтика. М., 1999. С. 109.
- Повторные — для них используется формулировка «Указ. соч.», а для иностранных источников — «Op. cit.». Пример: 5 Бахтин М. М. Указ. соч. С. 101.
Если цитата повторяется на одном листе, то пишут: «Там же», а для зарубежных источников — «Ibid.» и номер страницы.
При использовании разных произведений одного автора необходимо указать полное имя, неполное название с многоточием и номер страницы.
Если цитата была взята не из первоисточника, следует использовать формулировку: «Цит. по: …».
Когда в тексте одновременно указываются несколько источников, они объединяются, между ними ставится точка с запятой.
- Внутритекстовые ссылки применяются реже, например, когда информация из цитаты тесно связана с текстом. В таком случае источник помещается в круглые скобки и указывается сразу после цитаты.
Если в тексте ВКР есть иллюстративные материалы, на них тоже необходимо указывать ссылки.
Оформление схем
Согласно ГОСТу требования к схемам следующие:
-
Схема должна быть простой и понятной.
-
Обязателен поясняющий текст, в котором анализируются данные и связи между ними, которые представлены в схеме.
-
Схема располагается сразу после текста, к которому она относится. Упоминание может быть сделано непосредственно в тексте или в скобках (см. схему 1: «Название схемы»).
-
Заголовок схемы представляет собой подрисуночную надпись с отступом в 1–2 строки.
Оформление таблиц
Каждая таблица должна иметь номер и название без сокращений. Образец:
Таблица 3 — Контент-анализ выпусков журнала «Крестьянка» за 2021 год.
Если данные отсутствуют, ставится прочерк (—).
Если таблица слишком большая и ее нужно перенести на другую страницу, то заголовок пишется в начале, а над второй частью указывается: «Продолжение таблицы 1 (2, 3 и т.д.)». При этом горизонтальная линия в месте разрыва не прочерчивается.
Разрешается отсутствие разметки (границ), если это мешает восприятию текста, однако шапка таблицы должна быть отделена линиями от основной части.
Оформление рисунков
Согласно требованиям ГОСТа, изображения в тексте ВКР должны соответствовать следующим критериям:
-
Все иллюстрации пронумеровываются арабскими цифрами. Нумерация сквозная, либо можно нумеровать их в пределах одного раздела: например, «Схема 1.3», где 1 — номер главы, а 3 — порядковый номер изображения.
-
Графический материал должен располагаться сразу после текста, к которому он относится.
-
При упоминании рисунка в основном тексте работы нужно сделать ссылку на него в приложении. Например: «На рисунке 1.5…» и далее продолжить текст. Важно следить за тем, чтобы номер рисунка в ссылке совпадал с номером изображения в приложении.
Оформление примечаний
Примечания представляют собой дополнительную информацию, которая выносится за пределы основного текста. Студент делает сноски для предоставления справочных сведений об использованных литературных источниках.
Согласно ГОСТу, требования к оформлению примечаний следующие:
-
Примечания располагаются сразу после текста, изображения или таблицы, к которым они относятся.
-
Отступ от основного текста — 1,5–2 интервала.
-
С нового абзаца указывается слово «Примечание», за которым следует тире и уточняющая информация.
-
Если имеется несколько примечаний, их следует собрать в нумерованный список.
-
Также возможно использование постраничных сносок для оформления примечаний.
Оформление формул
Упоминание формул в дипломной работе требует соблюдения определенных правил:
-
Формулы должны быть выделены в отдельную строку за пределами основного текста.
-
Сверху и снизу от формулы необходимо оставлять пустые строки.
-
В случае если формула не помещается в одну строку, ее часть можно перенести после любого математического знака. В начале новой строки знак необходимо повторить.
-
Сразу после приведения в тексте формулы должна следовать расшифровка обозначений, которая начинается со слов «где».
-
Обязательна сквозная нумерация формул арабскими цифрами в круглых скобках справа на той же строке, где находится формула.
Оформление списка литературы
ГОСТ предписывает следующие требования к библиографическому списку:
-
Весь использованный материал и нормативные документы приводится в алфавитном порядке.
-
Следует указывать всех авторов издания.
-
Инициалы авторов располагаются после фамилии.
Источники указываются в следующем порядке:
-
нормативно-правовые акты;
-
книги;
-
печатные периодические издания;
-
электронные источники с ограниченным (локальным) доступом;
-
электронные источники с удаленным доступом.
Оформление приложения
Согласно ГОСТу требования к внешнему виду приложения следующие:
-
Приложения располагаются в конце ВКР.
-
Они должны следовать в той последовательности, в которой упоминаются в основном тексте.
-
Каждое приложение начинается со слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его заглавия.
-
Приложения обозначаются прописными буквами, начиная с «А» (исключая Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), например: ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Латиница разрешается, можно использовать любые буквы, кроме I и O.
Заключение
Если ВКР оформлена в соответствии с требованиями ГОСТа и рекомендациями методичек, научный руководитель и аттестационная комиссия по достоинству оценят вашу внимательность и серьезное отношение к работе.